«Мокрый вальс» - именно эта песня – главная для меня. Вопреки всему. Вопреки тому, что его уже несколько лет нет на свете.
Вопреки тому, что песни его последних лет спорили с ним самим – ах, Израиль, как здесь пьется, как поется, главное, не ной.….
Не ныл, выл. Потому что – верна, получается мирзаяновская теория о приоритете языковой культуры. О корневой системе
русскоязычной среды. А миф о повсеместном распространении русского языка в Израиле - это, увы, только миф. Не до такой
степени эта песня нужна в качестве аборигена земли предков, чтобы выжил на этой земле русский еврей Евгений Клячкин. Да
нет, это просто бессильная злоба на дурацкую Парку, которая зачем-то утопила его в Красном море. Впрочем, он сам все
сказал, – будет, как и прежде, сердце греть надежда, унося нас далеко от беды. А еще он спел в «Элегии» на стихи
Городницкого – страшные и пророческие слова: так жить нам вместе, словно листьям, а падать вниз – по одному.
Главный секрет очарования его поэзии - слабость человеческая, воспетая и возвышенная Клячкиным. Я не оговорилась – его
лирические персонажи беспечны и бессильны перед его же героинями. Скажете, не права? Мне-то все равно, все равно, я
уговорю сам себя, будто все за нас решено, будто все ворует судьба. А ты – меняй адрес, перевешивай ключи, делай
что-нибудь. И … только представьте себе эмансипированную американку, которой это все предложит ее бой-френд?! Нет, это
действует исключительно на нас с Вами, дорогие соотечественницы, так как с конем и избой мы уже разобрались, и действует
магически. Песню «Не гляди назад» поет уже несколько поколений.
И вновь жутковатый в своей пророческой силе взгляд в зеркало. Песня написана в 1964 году. И там -
Сигаретой опиши колечко,
Спичкой на снегу поставишь точку…
Что-то, что-то надо поберечь бы,
А не бережем, уж это точно
А вот совсем другое перо – никаких человечьих слабостей, мощь и фантастическая сила. Откуда? Да оттого, что взгляд
художника направлен не на ту, что на голову ниже, так как баба, а с неба наземь. Это – Клячкинский Псков.
И снова вспомню, что несколько лет как нет Евгения Клячкина, но все равно он продолжает спорить сам с собою, и продолжает
делить с музыкой слова – уже, к сожалению, лишь в слушательском воображении да на немногочисленных компакт-дисках…
И не надо, не надо делить его слова с его музыкой, не стоит искать трещинку в собственной любви к нему, нет в этом смысла,
и ничего-то этим не изменишь. Все равно пели и будут петь «Не гляди назад»… А еще обманчиво простые городские зарисовки
вроде многочисленных фишек…
Евгений Клячкин - новейшая российская….