Статьи/Интервью Борис Вишневский - "Не гляди назад..."
Невское время, 27.03.2004
   
23 марта исполнилось бы 70 лет Евгению Клячкину
   
Он - из той "звездной" плеяды питерских бардов шестидесятых годов, собиравшихся в знаменитом клубе "Восток".    
Самый "ленинградский", самый тонкий и ранимый, самый хрупкий и тревожный...    
Сегодня в Концертном зале у Финляндского вокзала пройдет вечер, посвященный 70-летию Евгения Клячкина.    
Он не дожил до этого юбилея почти десять лет.    
"Бардом великого города с областной судьбой" назвал его Александр Городницкий. По его словам, "в основе лучших песен
Клячкина лежит "неизбывная привязанность блокадного мальчика к покинутым дворцам, сырым, промозглым переулкам, обветшавшим
домам и каналам".    
Действительно, самые пронзительные и светлые песни Клячкина - о Ленинграде. "Мокрый вальс" и "Песня об утреннем городе",
"Колыбельная домов" и "Возвращение". А есть еще знаменитые "Не гляди назад", "Сигаретой опиши колечко", "Псков",
"Две девочки"...    
Он не часто выступал на сцене - но в каждом концерте "выплескивались" до конца его обнаженная душа и растревоженная совесть.
Говорят, его великий земляк Иосиф Бродский был не очень доволен тем, что на протяжении многих лет его стихи в Советском
Союзе знали большей частью только потому, что Клячкин положил их на музыку. Действительно, "Пилигримов" и "Рождественский
романс", "Письма римскому другу" и "Стансы Васильевскому острову" мы когда-то пели, не всегда хорошо зная, кто такой
Бродский, но твердо зная, что это песни Клячкина.    
Дома ему было трудно и душно. "Вина Жени перед власть предержащими была всего лишь в том, что он вел себя как свободный
человек в свободном обществе, а это в их глазах было непозволительной роскошью", - говорит его близкий друг, известный
исполнитель и многолетний руководитель клуба "Восток" Михаил Кане. Запрещались концерты, "тормозился" выпуск пластинок - и,
не выдержав, в 1990 году Клячкин уехал в Израиль, сказав, что "не может больше жить в стране сплошной лжи".    
Увы, жизнь на "земле обетованной" оказалась для него не легче. Вплоть до того, что и там запрещали его выступления.
И все же со временем все, казалось бы, стало налаживаться. Десять лет назад свое 60-летие Евгений Клячкин отмечал в родном
городе, в клубе "Восток". Переполненный зал встречал его овацией, со сцены звучали его лучшие песни... Давая небольшое и
нтервью "Невскому времени", Клячкин говорил, что закончился вынужденный перерыв в его творчестве. Кто мог знать, что это
интервью окажется последним?    
Минуло четыре месяца - и 30 июля 1994 года, во время купания в неспокойном Средиземном море, у Клячкина отказало сердце. И
вот уже десять лет, как в Петербурге в день гибели Евгения Клячкина на Стрелке Васильевского острова собираются те, кто его
помнит и любит. Поют его песни, читают стихи, делятся воспоминаниями. А сейчас, к юбилею барда, выходит двойной альбом,
подготовленный Михаилом Кане. В нем и восстановленные компьютерным способом авторские записи Клячкина из коллекции Михаила
Крыжановского и современные записи его песен в исполнении ансамбля авторской песни "Санкт-Петербург", а также Юрия Кукина,
Александра Розенбаума, Михаила Кане, Антона Духовского, Алены Чугуновой, Николая Простакова, Валерия Чечета и других.
"Сегодня, когда вспоминают имена славной плеяды бардов-шестидесятников, имя Евгения Клячкина упоминается нечасто. Это
несправедливо! Создатели этого альбома постарались это показать", - говорит Кане...    
Двадцать лет назад, в сентябре 1984 года, Клячкин написал песню памяти только что ушедшего Юрия Визбора, где были такие
строчки:
Пока на чашечках кривых
Весы удерживают гири -
Мы сохранимся в этом мире -
Живые - среди вас, живых...
Так же, как Визбор и Окуджава, Галич и Высоцкий, Евгений Клячкин остается живым среди нас, живых. До тех пор, пока о нем
помнят, поют его песни и собираются на Стрелке Васильевского...